Байкеры: здоровое движение порядочных людей
1x1

Байкеры: здоровое движение порядочных людей

К.Белкин, газета "Наблюдатель"

Предыстория байкеровскрго движения, от лидера белорусского мото-клуба "Железные Братья" Буткевича Валерия Иосифовича:

80-десятые годы. Рокерское движение. Группы неформальной молодёжи, поклонники тяжелого рока, хэви-метала верхом на мотоциклах. Преимущественно на отечественных "Явах" и "Уралах" вечером и поздней ночью, на бешеной скорости, с ревом и свистом, проносятся по столичным улицам, нагоняя ужас на обывателей и вызывая смешанное чувство ненависти и зависти у работников милиции и ГАИ.

В результате чего в административном кодексе появляется статья наказания за групповую езду, что придает лихим молодцам ореол отчаянных, гонимых и неуловимых сорвиголов. Действительно, это было неорганизованное сообщество любителей мотоциклов, в основном несовершеннолетних, без прав, без техосмотров, с грубыми переделками своих "железных коней" и далеко не безупречных в моральном и эстетическом плане.

В начале 90-ых это стихийное движение исчезло. Появилась возможность приобретать недорогие автомобили, повышая тем самым свой социальный статус. Бывшие хулиганы остепенились, завели семьи, занялись трудовой деятельностью, бизнесом. Образовался некий вакуум. Парни на мотоциклах встречались редко и вызывали скорей жалкое зрелище, чем интерес и уважение.

Но прошло время, достигнув определённых высот в служебных должностях и бизнесе, натешившись автомобилями, но так и не пожелавшие расстаться с увлечением молодости, бывшие рокеры понемногу стали пересаживаться на двухколесные "мустанги". Появилась возможность приобретать качественную, мощную зарубежную технику и стильную соответствующую экипировку. Появились фильмы о международном байкеровском движении, определённые взгляды, принципы, законы и желание продвигать эту идею в новом качестве, на современном уровне.

- Значит, в основе нового движения был подражательный фактор?

- Нет, наша организация вполне оригинальная, но антураж, международные принципы - да. Ибо мотоциклы везде одинаковые. Всякая "самодеятельность", переделки, можно сказать, себя уже изжили. Заимствованной стала клубная форма организации, которая строится в соответствии с внутренним уставом и автономным подчинением. Клубы делятся по интересам, по определённому уровню, симпатиям к конкретной марке или определённому объёму двигателя. Разграничение, обозначение себя осуществляется при помощи определённой, символики клуба на майках, спинах жилеток, рукавов.

В Минске сейчас порядка семи клубов, три из них, наиболее значимые: "Железные Братья", "Rolling Anarchy", "Псы дорог", "Десперадос". Причём, единственный из этих клубов, имеющий официальный статус как Белорусское общественное объединение - это "Железные Братья". Наши филиалы есть в Гродно, Могилеве, Гомеле и Витебске. Члены же клуба от членов объединения (включающих учредителей), отличаются как нагрудными знаками, нашивками так и наиболее активным числом участников. Именно они занимаются вопросами организации, всевозможных мероприятий по продвижению и популяризации байкеровского движения.

- Значит, вас можно назвать элитой?

- Если только в плане активности, ответственности и принципиальности по отношению к созданию и культивированию положительного образа байкера, а не в плане крутизны и жлобства, качеств в нашей среде неприемлемых, ведь мы братья.

- То есть, ваше объединение, помимо технических, имеет ещё и нравственные критерии?

- Обязательно. Для того чтобы вступить в наш клуб, надо два-три года проявлять себя. Есть своеобразный испытательный срок для кандидата. И его моральные качества важны в первую очередь. Порядочность, надёжность, неизменная готовность оказывать содействие в решении любых допросов, основанных на общечеловеческих ценностях. Ни материальный достаток, ни марка мотоцикла роли не играют. На сегодняшний день мы даже имеем практику исключения нескольких человек по моральным соображениям. Так, только за то, что человек позволил себе сесть за руль мотоцикла в нетрезвом состоянии (никуда ещё не поехав), его тут же исключили из членов клуба. Даже за формальное присутствие, т. е. за пассивное участие в работе клуба человек может быть отчислен. При этом, даже не имея временно (по материальным проблемам) мотоцикла, человек может быть членам клуба, активно участвуя во всех наших начинаниях.

- Членом клуба может стать любой?

- Да, но тот ко с довольно жесткими условиями: иметь мотоцикл определённого объема и рекомендации двух действительных членов клуба. Если он ещё молод и не имеет техники, нo мечтает стать нашим членом, то, активно сотрудничая с нами, в плане организации мероприятий и пропаганде байкеровского движения - может быть зачислен в кандидаты, используя это как стимул к самосовершенствованию и материальному благополучию.

Наша техника стоит хороших денег. Тунеядцам она не по карману, а криминальным элементам у нас не место. Средний возраст членов клуба - 30 лет. Это в основном - самостоятельные, семейные люди, крепко стоящие на ногах в социальном плане, с активной гражданской и жизненной позицией.

- Валера, а в чём истоки такой позиции, в каком возрасте вы её осознали и приняли? Из каких ценностей формировался ваш внутренний стержень?

- Прежде всего - моя семья. Отец (он служил в органах) всегда был и остаётся для меня примером, идеалом мужчины. Мама у меня - педагог, академик, доктор наук. Она ещё с детства стремилась вложить в меня принципы порядочности и доброжелательности и то, что самое дорогое у человека - это имя. Если его запятнаешь - жизнь не удалась. И хотя я был единственным ребенком в семье, из-за занятости родителей не рос баловнем, а вынужден был сам формировать свой характер, самоутверждаться. В школе я не был отличником и паинькой, но с удовольствием занимался общественной деятельностью, был капитаном КВН, увлекался тяжелой атлетикой, играл в драмкружке. В первый ВУЗ (при конкурсе 7 человек на место) я поступил с первого раза и закончил его с красным дипломом, затем второй, кандидатскую защитил. Алкоголь впервые попробовал в 27 лет, пиво ,- и дальше этого дело не пошло. Курю крайне редко, как, кстати, и большинство наших байкеров.

- Байкерство - единственное ваше увлечение?

- Основное, но не единственное. Увлекаюсь подводной охотой, зимой катаюсь на коньках, кстати, со многими одноклубниками. Проводим соревнование по стендовой стрельбе.

- А не поделитесь секретом, какие социальные слои доминируют в вашем движении. Ходят слухи, что это армейцы, работники внутренних органов.

- Да нет, не факт, я только один сотрудник милиции. То, что у нас бывших офицеров много - это да, и только потому, что это люди, как правило, ответственные, сознательные, с ярко выраженной гражданской позицией. Шпану всякую мы не берём. Один раз рискнули, взяли и пришли к выводу, что не тянет, ментальность не та, ценности сомнительные. Асоциальным элементам у нас делать нечего. В основном, на сегодняшний день, мы уже в, принципе сломали стереотип о байкерах как о боевиках, занимающихся торговлей оружием, наркотиками и т. д. Напротив, вся наша деятельность - пропаганда здорового образа жизни среди молодёжи.

Все наши акции - против наркотиков, преступности и межнациональной розни. Мы учредили организацию "Республика без наркотиков", регулярно посещаем детские' дома, школы, лицеи. Мы стараемся, чтобы интерес к нам со стороны молодежи был позитивен И нас воспитательный, и даже образовательный характер. 90% членов нашего клуба имеют высшее образование. У меня, как я уже говорил, их даже два, плюс ученая степень кандидата наук. Моя диссертация, к слову, была "Морально-этические аспекты работы органов внутренних дел". И основная моя работа связана с нравственно-этической защитой нашего общества от всевозможных групп риска. Даже Президент в одном из своих интервью отметил положительные аспекты нашего байкерского движения в плане пропаганды здорового образа жизни.

- Действительно, для меня это звучит как откровение. И моё восприятие байкерства колебалось от хулиганов до мальчиков-мажоров, тунеядцев, сынков богатеньких папаш.

- Да!? (Смеётся.) На самом деле это не так. Работаем ещё как! И пашем так, что едва выкраиваем время для этого движения. Но, с другой стороны, это капитальная подпитка для активной жизнедеятельности.

- Какие планы на будущее?

- Организация крупного рок-концерта, посвящённого восьмилетию нашего клуба в мае следующего года. Для нас это - круглая дата, так как восьмерка символизирует самый сложный элемент вождения при сдаче на права мотоциклистов в ГАИ. Хочу защитить докторскую диссертацию, к написанию которой уже приступил.

- О чем вы жалеете в своей жизни?

- Особо ни о чём. Разве что хотелось бы знать больше иностранных языков. Одного немецкого мне явно не хватает,

- Что в завершении пожелаете нашим читателям, молодежи?

- Ребята! Мы не пример для больной фантазии и дурного подражания из плохого кино. В жизни большинство из нас- носители и пропагандисты здорового образа жизни. Учите языки, изучайте технику, занимайтесь спортом. Не пейте, не курите! Будьте активны и здоровы - и тогда жизнь будет в кайф.