При разборке двигателя, как и других механизмов (частичной или полной),
рекомендуется помечать детали, чтобы после проверки годные и мало изношенные
установить на свои места.
В мотоциклетном двигателе к числу быстро изнашивающихся деталей относятся
поршневые кольца.
Их делают из специального чугуна. Маслосъемные кольца двигателей всех
мотоциклов "Днепр" и "Урал" взаимозамеляемы, высота кольца 5(-0,015) мм.
Компрессионные кольца не взаимозаменяемы: кольцо 7201217-01(К750М) имеет
высоту 3(-0,010/-0,022)мм, а 6101217 (МТ) - 2,5(0,010/-0,022)мм.
Обозначения и размеры поршневых колец приведены в табл. 1.
Признаки выхода из строя колец - дымление из глушителей, повышенный расход
масла (более 300 гр. на 100 километров), снижение компрессии, нарушение работы
системы вентиляции (возможен повышенный выброс масла через трубку сапуна).
В этом случае надо снять головки цилиндров, после чего проверить состояние
деталей поршневой группы.
При износе колец зазор в их замках увеличивается. Предельно допустимым
считается 3-миллиметровый. Чтобы измерить его, кольца снимают с поршня,
пометив их расположение. Затем кольцо вставляют в цилиндр, выравнивают поршнем
его положение и измеряют щупом зазор в замке.
Изношенные заменяют в первый раз кольцами нормального размера, а потом,
когда износится цилиндр и его расточат, ставят кольца и поршень ремонтного
размера. Новое кольцо перед установкой вставляют в цилиндр и проверяют зазор
в замке, который должен находиться в пределах от 0,2 до 0,6 мм.
Перед установкой цилиндра на место смазывают его зеркало и юбку поршня
моторным маслом, разводят кольца так, чтобы их стыки были расположены под
углом 120 градусов один к другому. При надевании цилиндра на поршень кольца
сжимают хомутом, который можно изготовить из жести.
Признаком износа поршня является глухой металлический стук в области
цилиндра, особенно заметный после пуска холодного двигателя.
Правый и левый поршни в обоих двигателях одинаковы, отлиты из жаропрочного
алюминиевого сплава КС-245. Юбка по поперечному сечению имеет овальную, а по
продольному - коническую форму. В двигателе МТ ось отверстия под поршневой
палец смещена от плоскости симметрии на 1,5 мм.
Для правильной установки поршня в цилиндр на его днище набита стрелка,
которая при монтаже должна быть обращена вперед, то есть в сторону центрифуги.
В этом случае при виде на двигатель МТ сзади палец в поршне правого цилиндра
смещен вниз, а и поршне левого - вверх.
Отверстия для поршневого пальца по диаметру разделяют на четыре группы
(через 0,0025 мм) и маркируют краской на бобышке (табл. 2). По наружному
диаметру (измеренному под маслосъемным кольцом) поршни сортируют через 0,01 мм
на четыре группы. Размер группы поршня набивают на наружной стороне днища
цифрами: "77,95", "77,96", "77,97", "77,98" для двигателя МТ и "77,93",
"77,94", "77,95", "77,96" для К750М. Кроме того, поршни разделяют на группы
по массе, которая совпадает с цветовым индексом отверстия под поршневой палец.
Ориентировочно можно считать, что срок службы поршня равен времени износа в
нем двух комплектов колец. У поршня изнашиваются канавки для колец (особенно
верхнего), стенки отверстий под палец и юбка.
Поршень нужно заменять, если зазор между зеркалом цилиндра и наибольшим
диаметром юбки (в плоскости, перпендикулярной оси пальца, ниже канавки для
маслосъемного кольца) превышает 0,25 мм. Зазор можно измерить щупом при
нижнем расположении поршня в цилиндре.
Если поршень в норме, а износились только канавки верхних, компрессионных
колец (торцевой зазор более 0,15 мм) - можно установить на двигатель МТ кольцо
от двигателя К750М, предварительно прошлифовав его по высоте с учетом
обеспечения торцевого зазора в пределах 0,04-0,07 мм для верхнего кольца
и 0,025-0,055 мм для нижнего.
Обычно при первой замене поршней, когда цилиндры изношены еще мало, для
уменьшения зазора между зеркалом и юбкой можно устанавливать "нормальный"
поршень, но с большим диаметром юбки. Например, если диаметр цилиндра
двигателя МТ группы "1" (78,01 - 78,00 мм) в процессе эксплуатации увеличился
до 78,04-78,03 (что соответствует группе "4"), то стоящий в нем поршень
"77,95" следует заменить поршнем с обозначением "77,98". В этом случае
восстановится требуемый зазор 0,05- 0,07 мм. В двигателе К750 подбирают
поршни с учетом обеспечения зазора 0,07--0,09 мм.
Поршни подбирают не только по диаметру юбки, но и по массе с целью сохранить
уравновешенность двигателя. Разница в весе поршней не должна превышать 4 г.
Поршневой палец изготавливают из стали 12ХН3А, цементируют и подвергают
термообработке до твердости НRС 56 - 63. Он свободно вращается в верхней
головке шатуна с зазором 0,0045- 0,0095, но запрессован в бобышки поршня с
натягом 0,0045-0,095 мм. По наружному диаметру пальцы разделяют на четыре
группы через 0,0025 мм и маркируют краской на внутренней поверхности (см.
табл. 2).
Зазоры более 0,01 мм в соединении пальца с поршнем и более 0,03 мм в
соединении пальца с шатуном могут вызывать при перемене режима работы
двигателя отчетливые резкие стуки и интенсивный износ деталей. Чтобы устранить
эти явления, следует заменить поршневой палец, соблюдая требуемую маркировку и
посадку его в поршне и шатуне согласно табл. 2. При установке пальца поршень
нагревают до 80-100 градусов в духовке или в кипящей воде.
Перед сборкой палец слегка смазывают моторным маслом, затем совмещают отверстия
в поршне и верхней головке шатуна и легкими ударами молотка через оправку
забивают в них палец. Посадка смазанного поршневого пальца в верхнюю головку
шатуна считается нормальной, когда он легко входит в отверстие, но не
выпадает, если расположить его ось вертикально.
Снимать палец можно, не нагревая поршень, но при этом надо пользоваться
специальным приспособлением. Если его нет, можно нагреть днище поршня
паяльной лампой через металлическнй лист и при помощи оправки, изготовленной
из мягкого металла (медь или алюминий), выбить палец, как показано на рис. 1.
Цилиндры у двигателя МТ одинаковые, взаимозаменяемые. Гильза отлита из
специального чугуна и соединена в одно целое с рубашкой из алюминиевого сплава.
Твердость гильзы НВ 207-255. Цилиндры К750М отлиты из специального чугуна,
твердость их - НВ 207 - 255. Левый и правый не взаимозаменяемы, поскольку
различаются положением впускных и выпускных клапанов.
Цилиндры по внутреннему диаметру разделяют на четыре группы через 0,01 мм.
Размер группы у МТ набивают в нижней части рубашки цилиндра (возле фланца,
со стороны кожухов штанг цифрами "1", "2", "3" и "4", которым соответствуют
диаметры 78,01-78,00; 78,02 -78,01; 78,03 - 78,02 и 78,04 - 78,03 мм. У К750М
индекс группы набивают на плоскости клапанной коробки.
Цилиндр подлежит замене или расточке под ближайший ремонтный размер поршня,
если износ верхней части зеркала составляет 0,15-0,20 мм. Когда цилиндр
становится конусным (вверху шире) и овальным, уже не удается восстановить
нормальную компрессию установкой новых поршня н колец.
Износ цилиндра определяют измерением его диаметра индикатором-нутромером в
трех поясах, расположенных на расстояниях 15, 50 и 90 мм от верхнего торца
цилиндра в плоскости качания шатуна и в плоскости, перпендикулярной к ней.
Изношенный цилиндр растачивают и хонингуют под ремонтный диаметр поршней
(увеличенный на 0,2 или 0,5 мм). После обработки овальность и конусность
зеркала должна быть не более 0,015 мм, чистота обработки не ниже 9-го класса,
биение посадочного торца относительно зеркала не более 0,05 мм, несоосность
зеркала и наружной поверхности цилиндра, сопрягающейся с картером двигателя,
не более 0,08 мм. Поршень подбирают так, чтобы монтажный зазор между
наибольшим
диаметром его юбки и цилиндром у МТ составлял 0.05-0,07 мм, у К750М - 0,07-0,09 мм.
При установке нового поршня в цилиндр необходимо руководствоваться сведениями,
приведенными в табл. 3.
Шатун и его крышка у двигателя МТ отштампованы из стали 40Х,
твердость - НВ 217-266: Нижние крышки шатунов не взаимозаменяемы, поэтому при
сборке каждую надо ставить на свое место. При установке шатунов на коленчатый
вал выступы в их средней части должны быть направлены наружу относительно
средней щеки вала. В нижней головке есть вкладыши, которые взаимозаменяемы с
шатунными вкладышами двигателя "Москвич-408". В верхнюю головку запрессована
бронзовая втулка, изготовленная из ленты БрОЦС-4-4-2,5-ПТ-1,5. отверстие
которой выполнено с большой точностью. По его диаметру шатуны делят на четыре
группы (через 0.0025 мм) и маркируют у головки цветовым индексом
(см. табл. 2).
Шатуны в сборе разделяют по весу на семь групп (через 5 г.) и маркируют
краской. Устанавливают на коленчатый вал шатуны с одноцветной маркировкой.
Гайки шатунных болтов затягивают моментом 3,2-3,6 кгсм. Шплинт должен
входить в отверстие болта туго. Нельзя использовать бывшие в употреблении
шплинты.
Возможные дефекты шатуна - износ втулки под поршневой палец, изгиб и
скручивание тела шатуна.
Диаметр втулки можно замерить индикаторным нутромером. Если зазор между
втулкой и поршневым пальцем более 0,03 мм, втулку следует заменить (более
подробная статья о замене верхней втулки шатуна будет опубликована позже).
Для этого надо изготовить новую втулку из оловянистой бронзы БрОФ-10-1 или
БрОЦС-4-4-2,5 и запрессовать ее с натягом 0,027-0,095 мм. Просверлить во
втулке отверстие диаметром 2,5 мм для смазки поршневого пальца и развернуть
разверткой до диаметра 21(+0,007/-0,003)мм. Снять с торцев втулки фаску 1x45°.
Остается замерить действительный размер отверстия, замаркировать его в
соответствии с табл. 2 и подобрать поршневой палец с соответствующей цветовой
маркировкой.
Искривление шатуна характеризуется относительным смещением осей отверстий
верхней и нижней головок в вертикальной (изгиб) или горизонтальной
(скручивание) плоскостях. Смещение осей допускается не более 0,04 мм на длина
100 мм. Межцентроное расстояние между осями у новых шатунов составляет
140(+0,1/-0,1) мм.
Шатунные болты не должны иметь вмятин, следов вытяжки и срыва резьбы, трещин
и других дефектов. Диаметр нижней головки шатуна измеряют при вложенных
вкладышах н затянутых с усилием 3,2-3,5 кгс*м болтах крышки.
Если зазоры в шатунных подшипниках не более 0,10 мм. а овальность и
конусность шеек коленчатого вала не превышает 0,05 мм. можно не шлифовать
шейки, а установить вкладыши нормального или уменьшенного на 0,05 мм размера
(первый ремонтный).
Коленчатый вал двигателя МТ отлит из высокопрочного чугуна ВЧ50-2 и
термически обработан до твердости НВ 212-255. Номинальный диаметр его
коренных шеек 45(+0,08/-0,08)мм, шатунных - 48(-0,025) мм.
Годность коленчатого вала к дальнейшей эксплуатации определяется степенью
износа шатунных шеек. Их диаметр измеряют микрометром в двух взаимно
перпендикулярных плоскостях в двух местах на расстоянии 2,5 мм от галтелей,
Расстояние между щеками шатунных шеек составляет 28,5(+0,14) мм, радиус
галтелей 1,5 - 2,0 мм, чистота обработки не ниже 9-го класса.
У нового двигателя зазор между шейкой и вкладышами составляет
0,025 - 0,085 мм. Признак износа шатунных шеек - появление глухих стуков в
нижней части картера и понижение давления в системе смазки.
При значительном износе шейки шлифуют до ближайшего ремонтного размера
(табл. 4) и ставят соответствующие вкладыши. После обработки шеек все каналы,
в том числе ловушки, надо очистить от стружки и несколько раз промыть под
давлением. В результате шлифовки шатунные шейки должны удовлетворять следующим
условиям: овальность и конусность не более 0,015 мм; непараллельность осей
шатунных шеек осям коренных шеек - не более 0,02 мм на длине шейки.
После проверки коленчатый вал собирают, обратив особое внимание на
правильность монтажа шатунов, и устанавливают в картер двигателя, как
показано на рис. 2. При правильной сборке вал должен легко вращаться в
коренных подшипниках. О ремонте коленчатого вала двигателя К750М будет
рассказано в отдельной статье.
Таблица 1
Кольца | Размер | Hомер кольца по каталогу К-650, МТ9, МТ10, МТ10-36, Урал | Hомер кольца по каталогу К-750М, Днепр-12 | Hаружный диаметр, мм |
Компрессионное | нормальный | 6101217 | 7201 217-01 | 78 + 0.021 |
  | 1-й ремонтный | 6101217-Р1 | 7201 217-01 -Р1 | увеличенный на 0.2 |
  | 2-й ремонтный | 6101217-Р2 | 7201 217-01 -Р2 | увеличенный на 0,5 |
Маслосъемное | нормальный |   | 7201 218-01 | 78 + 0.021 |
  | 1-й ремонтный |   | 7201 218-01 -Р1 | увеличенный на 0,2 |
  | 2-й ремонтный |   | 7201 218-01 -Р2 | увеличенный на 0,5 |
Таблица 2
Цветовая маркировка | Диаметр пальца, мм | Диаметр отверстий в поршне, мм | Диаметр отверстий в шатуне, мм |
Белая | 21,0000 - 20,9975 | 20,9930 - 21,9905 | 21,0070 - 21,0045 |
Черная | 20,9975 - 20,9950 | 20,9905 - 20,9880 | 20,0045 - 21,0020 |
Красная | 20,9950 - 20,9925 | 20,8880 - 20,9855 | 21,0020 - 20,9995 |
Зеленая | 20,9925 - 20,986 | 20,9855 - 20,9830 | 20,9995 - 20,9970 |
Таблица 3
Размер цилиндра и поршня | Диаметр цилиндра, мм | Hомер поршня по каталогу МТ (для К750) | Диаметр поршня для МТ (для К750), мм |
Нормальный 1-й | 78,000 - 78,04 | МТ801237 (72H01237-А) | 77,98 - 77,94 (77,96 - 77,92) |
ремонтный 2-3 | 78,004 - 78,24 | МТ801237-Р1 (72H01237-Р1) | 78,18 - 78,14 (78,15 - 78,11) |
ремонтный | 78,50 - 78,54 | МТ801237-Р2 (72H01237-Р2) | 78,48 - 78,44 (76,45 - 76,41) |
Таблица 4
Размер | Величина ремонтного уменьшения, мм | Диаметр шатунной шейки, мм | Номер комплекта вкладышей по каталогу |
Нормальный | - -0,05 | 47,975-48,000   | 407-1004058-А2 407-100405В-А2Р1 |
1-й ремонтный | -0,25 | 47,735-47,750 | 407-100405И-А2Р2 |
2-й ремонтный | -0,50 | 47,475-47,500 | 407-1004058-А2Р4 |
3-й ремонтный | -0,75 | 47,225-47,250 | 407-1004058-А2Р5 |
4-й ремонтный | -1,00 | 46,975-47,000 | 407-1004058-А2Р6 |